Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

дауленд (dowland)

Большой энциклопедический словарь

Да́уленд (Dowland), английские лютнисты и композиторы, отец и сын. Джон (1562-1626), работал во Франции, Дании, с 1612 в Англии (один из 6 королевских лютнистов). Автор 4-голосных «Песен и арий» с сопровождением лютни и виолы да гамба, многочисленных пьес. Его сын Роберт (1591-1641), придворный лютнист Карла I, издал сборники пьес для лютни (в том числе с методическими указаниями отца).

Полезные сервисы

дауленд джон

Энциклопедия Кольера

ДАУЛЕНД Джон (Dowland, John) (1563-1626), выдающийся английский композитор и лютнист елизаветинской эпохи; знаменит прежде всего своим песенным творчеством. Родился в 1563, по-видимому, в Лондоне. Ранние успехи в игре на лютне и в пении привлекли к молодому музыканту внимание сэра Генри Кобема, английского посланника в Париже в 1579-1583. Дауленд жил в Париже, где состоял на службе у нового посланника, сэра Эдварда Стаффорда, но вскоре вернулся на родину; здесь он женился и получил степень бакалавра музыки в Оксфордском университете. За границей он перешел в католичество и, пытаясь получить место при дворе, ощутил все неудобство своего положения. По приглашению герцога Брауншвейгского Дауленд вновь отправился на континент. Он мечтал увидеть Италию и поучиться у мадригалиста Луки Маренцио; получаемого им жалованья было достаточно для поездки на юг - в Венецию и Флоренцию. Вместе с группой англичан-католиков, покинувших родину, Дауленд остался во Флоренции, отказавшись от намерения добраться до Рима, где рассчитывал познакомиться с учителем. И все же, не желая быть уличенным в государственной измене и тоскуя по родине, он в конце концов возвратился в Англию и принял ее религию. Несколько сочинений Дауленда для лютни были напечатаны без его согласия в сборнике Барли Новая книга табулатуры (New Booke of Tableture, 1596); в 1597 композитор принял решение издавать собственные сборники песен. Его Первая книга песен или арий (First Booke of Songes or Ayres) в течение 16 лет выдержала пять изданий; в 1600 вышла Вторая книга (Second Booke), а в 1603 - Третья книга (Third Booke). Характерно, что в его "ариях" мелодия поручается только верхнему голосу, а не распределяется между голосами, как в мадригале. В 1604 Дауленд создал свое инструментальное сочинение Слезы (Lacrimae), а два года спустя осуществил перевод Микролога (Micrologus) Андреаса Орнитопарка. Последнее произведение Дауленда Музыкальные гармонии одинокого странника (A Pilgrimes Solace) было завершено в 1612 - тогда же Генри Пичем в стихотворении Британская Минерва (Minerva Britanna) изобразил композитора седым стариком, не признанным соотечественниками. В октябре 1612 Дауленд был назначен одним из королевских лютнистов и с тех пор принимал участие в придворных концертах и маскарадах. Годы 1598-1606 композитор провел при дворе датского короля Кристиана IV; в 1622-1623 он совершил короткую поездку в Померанию, где состоял на службе у Филипа Юлиуса, герцога Вольгастского. Умер Дауленд в Лондоне 20 или 21 января 1626.

Полезные сервисы